10 российских миллиардеров, потерявших более $1 млрд в год пандемии
Investing.com — Не только малый бизнес страдает от локдауна, некоторым российским миллиардерам тоже пришлось несладко в год пандемии: 10 самых неудачливых героев, пишет Forbes потеряли совокупно около $17,5 млрд. Больше других пострадали те, чьи активы связаны с нефтегазовой сферой. Беспрецедентное падение цен на нефть (до отрицательных значений в марте) на фоне конфликта России и Саудовской Аравии и последующее падение спроса из-за пандемии привели к обвалу котировок нефтегазовых компаний.
Наибольший ущерб понес глава «Лукойла (MCX:LKOH)» Вагит Алекперов, которому принадлежат 28% акций компании. За год (все данные приводятся по состоянию на 20 декабря) он потерял $4,082 млрд. Несмотря на то, что в декабре цена на Brent достигла максимальных отметок с марта, поднявшись выше $52 за баррель, акции «Лукойла» пока не смогли полностью оправиться от удара. Теперь Forbes оценивает состояние Алекперова в $19,179 млрд.
Крупнейший акционер «Новатэкае» (MCX:NVTK) (24,02%) и «Сибура» (48,48%) Леонид Михельсон не досчитался $3,555 млрд. Хотя цены на газ выросли более чем вдвое после падения в марте, с начала ноября они перешли к снижению, теряя около половины отыгранного роста. Его активы стоят сегодня $24,531 млрд.
Геннадий Тимченко, который также владеет долям в «Новатэке» (23,49%) и «Сибуре» (17%), а также около 50% акций «Стройтранснефтегаза», 80% «Стройтрансгазе» и 80% «Трансойла» — потерял $2,339 млрд, но все еще может рассчитывать на $20,376 млрд.
Бизнес-партнер Алекперова — Леонид Федун, владеющий вместе с семьей 12% акций «Лукойла», а также совместно с Алекперовым — группой «ИФД Капиталъ», вынужден зафиксировать убыток в $1,757 млрд, его капитал составляет $8,259 млрд.
Благосостояние Михаила Гуцериева, которому принадлежат акции «РуссНефти» (MCX:RNFT)и» (20,44%), «Нефтиса» (68%), «Кузбасской топливной компании» (MCX:KBTK) (46,14%), а также коммерческая недвижимость, уменьшилось более чем на треть — на $1,689 млрд — до $2,106 млрд.
Владелец группы компаний «Ташир», в которую входят около 200 структур в разных секторах экономик, в том числе ТЦ «Рио», сеть кинотеатров и ресторанов, Самвел Карапетян, также потерял более трети капитала — $1,533 млрд. По состоянию на 20 декабря стоимость его активов составляет $2,567 млрд.
У хозяина Русской медной компании — третьего после Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и «Норникеля (MCX:GMKN)» производитель меди на российском рынке — Игоря Алтушкина (80% акций) — кризис отнял $1,331 млрд. Его капитал Forbes оценивает в $4,08 млрд.
Также около трети состояния — $1,072 млрд — не досчитался Олег Дерипаска. Его активы, в том числе, Группа En+ (MCX:ENPLDR), Группа ГАЗ (MCX:GAZA), «Ингосстрах», «Базэл Аэро» и агрохолдинг «Кубань» сегодня стоят $3,018 млрд. Г-ну Дерипаске еще до нашествия коронавируса дорого обошлись американские санкции, наложенные в 2018 году на 8 его активов, включая «Русал (MCX:RUAL)», En+ и «Евросибэнерго». Они были сняты в декабре прошлого года, после того, как он снизил свою долю в компаниях. Между тем в 2008 году Forbes оценивал состояние Дерипаски в $28 млрд, он являлся самым богатым россиянином и занимал 9-е место в мировом рейтинге миллиардеров.
На состояние руководителя «Сургутнефтегаза (MCX:SNGS)» Владимира Богданова, также повлияло падение цен на энергоносители: оно «похудело» на $1,002 млрд — до $1,836 млрд. Однако, учитывая размер «денежной кубышки» «Сургутнефтегаза», а по данным finanz.ru, на конец второго квартала она составляла $46 млрд, потеря Богданова не выглядит критичной.
Завершают десятку пострадавших миллиардеров владельцы компании «Киевская площадь» (входят ТРЦ «Европейский», отель Radisson Collection Moscow, крупнейшие в Москве вещевые рынки «Садовод» и «Москва» и крупнейший в Европе комплекс торговли продовольствием «Фуд Сити») Год Нисанов и Зарах Илиев. Состояние каждого из них уменьшилось из-за локдауна на $0,995 млрд — до $2,745 млрд.
Текст подготовила Александра Шнитникова